Детский сад – первая ступень в формировании первоначальных знаний ребёнка о профессиях. Именно в дошкольном возрасте происходит знакомство с широким и многообразным миром профессий.
В современных нормативных документах в сфере образования большое внимание отводится социальному развитию личности, формированию личности инновационного типа, готового развиваться и активно включаться в процесс развития общества. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (раздел 4, п. 4.6.) обозначены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, что актуализирует проблему ранней профориентации на уровне дошкольного образования.
Задачей взрослых является постоянное расширение представлений ребёнка о социальном мире, оказание помощи в накоплении опыта и понимании своего места в мире людей. Наилучшим способом передача знаний и социального опыта осуществляется через общение и совместную деятельность ребёнка и взрослого. Ребёнок учится проявлять своё отношение к окружающей действительности, к людям, окружающим его, проявлять свои способности. Знания о социальной действительности преподносятся и через расширение представлений дошкольников о трудовой деятельности людей. Подобные знания обеспечивают понимание ребёнком общественного уклада, понимания места человека в обществе, его вклада в решении общественных задач, понимания значения труда для каждого человека. Знакомство с профессиями происходит на протяжении всего дошкольного периода. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, приобщиться к миру взрослых.
Федеральная Образовательная Программа предлагает следующие направления для всех дошкольников в области профориентации:
- профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия).
- профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).
Знания воспитанников о профессиях окружающего их мира будет ярким, привлекательным, если разнообразить формы работы. Одной из доступных и познавательных для детского восприятия форм, являются традиционные «Встречи с интересными людьми». Это направление взаимодействия всех участников процесса: родитель – педагог - дети, активно и регулярно используется в практике нашего дошкольного учреждения. Родитель выступает достойным представителем и экспертом той или иной профессии. Рассказывает, что она собой представляет, где можно встретить такую работу, какие риски и ограничения она в себе таит, сколько творчества и креативных идей рождается в той или другой трудовой деятельности. Восторг и искреннее любопытство вызывают представление детям различных атрибутов, инструментов, помощников в труде, рассказы об их использовании. Возможность увидеть и потрогать форму, спецодежду, различные защитные приспособления рождает в детской фантазии мечты и желания стать в будущем настоящими профессионалами.
Благодаря "Встречам с интересными людьми" наши ребята познакомились с такими профессиями, как ОПЕРАТОР МАШИННОГО ДОЕНИЯ, ПОЖАРНЫЙ, ВЕТЕРИНАР, СТОМАТОЛОГ, КОНДИТЕР...
Тесно работали с СПК колхоз им.Куйбышева. Были организованы экскурсии в сырный цех, на ферму, в зерно и картофелехранилище, в музей. Дети узнали о ценности молока, о том как делают сыр, масло. Познакомились, как хранят зерно и картофель, а также увидели, какой тяжелый труд сельских тружеников.
ОЧЕНЬ ТЕСНО МЫ СОТРУДНИЧАЛИ С РОДИТЕЛЯМИ: организация выставок, совместных экскурсий на конеферму в Курцево, экотропу "Копорье"
Мы с детьми проводили опыты, рисовали любимую профессию, сделали мини-музей
Совместно с родителями была создана РППС
Благодаря проделанной работе наши дети познакомились со многими профессиями, стали более уважительнее относиться к труду взрослых, способны рассказать о профессии и месте работы родителей, а также о сельских профессиях, об общественной значимости труда, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, способны оценить результаты своего и чужого труда.